Глобальная проблема безграмотности
Проблемы цивилизации
27.11.2018 16:31

Уровень грамотности в разных странах мира

По словам бывшего генерального секретаря ООН Кофи Аннана, «ликвидация неграмотности является одним из прав человека».

Текущая ситуация

По оценкам Организации Объединённых Наций, в настоящее время во всём мире насчитывается около 900 миллионов безграмотных.

Во многих странах образование до сих пор является привилегией. Так, для более чем 100 миллионов детей во всём мире, большинство из которых девочки, право на образование остаётся совершенно неосуществимой мечтой. Ещё 150 миллионов детей вынуждены досрочно завершать свою учёбу в школе.

Основная часть молодых и взрослых неграмотных людей живёт в самых бедных и густонаселённых странах мира. К числу регионов, где проблема безграмотности стоит наиболее остро, относятся Южная и Восточная Азия, арабский Ближний Восток, а также районы Африки, расположенные к югу от Сахары. Полное отсутствие грамотности и малограмотность, присущие значительной части местного населения, являются тормозом для развития этих регионов.

Образование как общественное благо

По мнению Адамы Уане, директора Института ЮНЕСКО по обучению на протяжении всей жизни, многие государства предоставляют людям недостаточные шансы на образование, так как зачастую склонны рассматривать умение читать и писать как способности, присущие лишь отдельным индивидам. Но в действительности образование является общественным благом. Если общество не создаёт соответствующих предпосылок для его реализации, индивид не может быть образованным.

Итак, возникает вопрос: как создать образованное общество и среду, которая бы мотивировала или даже заставляла людей учиться чтению, письму и другим формам коммуникации?

Эта тема обсуждалась, в частности, на Всемирном форуме по образованию, состоявшемся в 2000 году в столице Сенегала Дакаре. На нём были поставлены амбициозные цели, в том числе задача сокращения к 2015 году численности неграмотных людей в мире вдвое. Все дети должны иметь возможность бесплатного обучения в начальной школе.

Даже несмотря на то, что с 1970-х годов уровень неграмотности в мире снизился больше чем на 15 %, нет никаких причин для преждевременного оптимизма: согласно докладу ЮНЕСКО по мониторингу образования в 2002 году, цели, поставленные на Всемирном форуме в Дакаре, не достигаются по меньшей мере семью десятками государств. К их числу относятся четыре из самых густонаселённых стран мира – Бангладеш, Пакистан, Индия и Китай.

Образование – лишь мечта

Согласно упомянутому докладу ЮНЕСКО, особенно критическая ситуация сложилась также в Африке: во многих странах, расположенных к югу от Сахары, разрушительное действие на систему образования оказывают последствия участившихся случаев инфицирования местного населения вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией). В результате этого школьные учителя не могут продолжать преподавание по причине заражения или смерти. Если же заболевают родители, многие дети вынуждены самостоятельно заботиться о пропитании семей. Времени на учёбу в школе у них уже не остаётся.

Но и за пределами развивающихся стран, в том числе и в промышленно развитых государствах, безграмотность становится всё более серьёзной глобальной проблемой. Отчётливее всего она проявляется в США. Каждый пятый американец не в состоянии прочитать слово «Америка» (англ.: America). А в Германии число неграмотных оценивается в 4 миллиона человек. А это – 6,3 % взрослого населения ФРГ старше 15 лет, то есть каждый шестнадцатый гражданин.

В поисках выхода из ситуации

Если не форсировать усилия по борьбе с неграмотностью, то, по оценкам ЮНЕСКО, после 2015 года уровень неграмотности в мире будет сохраняться на уровне около 800 миллионов человек. При этом за период с 1990 по 2001 год международная образовательная помощь стран-доноров сократилась на 16 %.

Организация ЮНЕСКО намерена противодействовать этой тенденции, руководствуясь текущими международными планами действий. Стремясь к тому, чтобы право на образование перестало быть неосуществимой мечтой для огромного числа людей, она призывает государства мира активно отнестись к реализации целей, намеченных на Всемирном форуме в Дакаре.

 
Что вы думаете о научно-техническом прогрессе?